Translate

среда, 26 января 2011 г.

Том Уисуэлл

Вчера я смотрел фильм "Предатель" и мне там понравилась одна фраза, которую я даже записал: “В шахматах как и на войне, ключ к победе -  в предвидение того что твой оппонент сделает дальше. Смотри на два хода вперед. Искусство сложного ведения войны не в том чтобы причинить большие разрушения, а в том что бы спровоцировать реакцию”
А потом вспомнил что совсем недавно я читал книгу В.Нидерхоффера "Университеты биржевого спекулянта" и там была целая глава философских афоризмов посвященная шашкам. Саму книгу читать не советую, а вот афоризмы рекомендую.

 

Том Уисуэлл (чемпион мира по шашкам)

Правила игры

Нет ничего проще, чем выучить, как ходят шашки; и нет ничего сложнее, чем научиться играть в шашки правильно.

Во многих играх приходится делать выбор всего из двух возможностей: надо сделать либо этот ход, либо тот. Остается лишь принять решение.

Ничья – это победа для обоих игроков, поскольку каждому удалось избежать проигрыша.
Часы – твой природный враг, однако почему бы им не стать твоим другом? Для этого нужны всего лишь дисциплина, подвижность ума, развитое воображение и стальные нервы!

Проигрыш – дело человека; выигрыш – дело бога; а ничья – это искусство.

Слово «темп» употребляется в нейтральном смысле – «время». Игрок, делающий два хода там, где мог бы обойтись одним, «теряет» темп. А игрок, вынуждающий своего противника потерять время подобным образом, наоборот, «набирает» темп.

Стратегий игры существуют миллионы, но тебя должна интересовать только та, которая позволит тебе выиграть конкретную сегодняшнюю партию. Завтра будет другая стратегия, послезавтра третья... и так далее, до бесконечности.

Играть в такую простую игру, как шашки, – это сложная задача; играть в такую сложную игру, как шахматы, – это простая задача.

Некоторые игроки усваивают правила игры без проблем; но как только требуется подумать, у них сразу же начинаются трудности.

Помни, что вернуть сделанный ход ты не можешь, но зато имеешь полное право дважды подумать, прежде чем ходить. И если ты не воспользуешься этим правом, то обязательно проиграешь.

В шахматах невзрачная пешка может сделать шах королю, а в шашках простой человек может обыграть могущественного монарха.

Прежде считалось, что определенные ходы ведут к ничьей; теперь известно, что они ведут к проигрышу.

Прежде считалось, что определенные ходы ведут к победе; а теперь мы знаем, что они ведут к ничьей.

Игра никогда не стоит на месте.

Не пытайся заглянуть далеко в будущее в самом начале игры. Оставь это занятие для эндшпиля: тогда заглянуть в будущее будет гораздо легче.

Если ты выпустил джинна проигрыша из бутылки, едва ли тебе удастся вернуть его обратно.

У каждого из нас есть дни поражений, дни ничьих и дни побед; но не каждый день предназначен для проигрыша, не каждый – для ничьей, и не каждый, как это ни грустно, – для победы.

Существует два базовых правила, которые обычно верны и для шашек, и для шахмат:
1. Желательно занять или взять под контроль центральные поля.
2. В шахматах горизонтальный ход считается слабым.

За спиной каждого мастера стоят аналитики и другие игроки, которые помогают ему оттачивать мастерство, а также бесчисленные помощники, тренеры и спарринг–партнеры. Редко кто добирается до вершины в одиночку.

Всякий размен шашек вносит фундаментальную перемену в характер партии, поэтому производить его всегда следует с величайшей осторожностью. Тщательно обдумай насколько выгодной для тебя будет новая позиция!

Если ты уже сделал ход, взять его обратно ты не сможешь!

Продвигаться вперед или не продвигаться – вот в чем вопрос! Если ты играешь в шахматы, атаку желательно развивать в быстром темпе. Но в шашках лучше не торопиться.

Подготовка к игре

Важно не только то, что ты знаешь, но и то, чего ты не знаешь, и даже то, что ты не знаешь, что должен знать.

С чего начинается работа над записями? Можно начать с перечисления всех сыгранных тобою партий: побед, ничьих и поражений. Но самое главное – это поражения. Сверяй свои игры с партиями, которые были разыграны мастерами; если же ты выиграешь и не сможешь найти вариант использованной тобой стратегии среди опубликованных записей известных партий, сделай свой собственный «рецепт» и запиши его в свою «поваренную книгу». Заботься о своих записях, и они отплатят тебе благодарностью. Если ты ничего не записываешь, ты не прав. Сегодня же заведи дневник!

Ученик много играет, много проигрывает и много усваивает. Это – три столпа обучения.

Что делать, если ты хочешь играть с мастерами? Ознакомься с записями партий, которые они сыграли; изучи их сильные и слабые места. Наблюдай за ними, когда они играют; слушай, что они они говорят; прочти их книги. И только после этого садись играть с ними.

Не играй на полный желудок: хороший игрок – это голодный игрок.

Некоторые из лучших своих стратегий игры я обнаружил в те моменты, когда ничего не искал намеренно. Поэтому всегда будь начеку: никогда не знаешь, где тебя поджидает золотое дно.

Хороший тренер лучше сотни советчиков.

Если не хочешь сесть на мель, нанеси свой курс на карту перед тем, как садиться играть.

Молодой Уилли Райен регулярно проигрывал великому Сэму Гонотски, и все эти поражения стали ступенями на пути к его будущему величию.

Некоторые мастера похожи на чародеев: им удается сводить вничью, а подчас и выигрывать совершенно безнадежные партии. Но за этим «колдовством» стоят годы упорного труда и учения.

Возможно, у тебя меньше знаний, чем у твоего противника. Но твое воображение – ничем не хуже его; так воспользуйся им!

Самая древняя стратегия действует ничуть не хуже новой, если твой противник не знаком с нею. С помощью старых стратегий я выиграл гораздо больше партий и матчей, чем благодаря стратегиям новым.

Поиску верного хода во время игры помогают изыскания, которые ты провел до начала игры. Когда ты самостоятельно открываешь удачные ходы, ты помнишь их дольше, чем те, которым тебя научили. Читай старые книги. Мне они помогли выиграть несколько чемпионатов.

Все хорошие ходы – уже здесь: ждут, пока ты их сделаешь. Тебе остается только вычленить их и вовремя применить. И все же даже величайшие мастера допускали серьезные ошибки в этой «простейшей» операции.

Когда игрок выходит на мировой уровень, он превращается в трудоголика, но это необходимо для чемпиона.

Игра – это забава, но лишь до тех пор, пока ты не захотел выигрывать.

Хороший игрок играет не на ощупь, а обдумывая и запоминая каждый шаг. Благодаря этому всякая сыгранная партия навсегда остается при нем.

Чтобы сегодня сесть за игру, ты должен был многому научиться вчера.

Если тебе нужна победа, забудь об умеренности и компромиссах. Настало время, когда тебе предстоит победить или умереть!

Прежде чем ты коснешься рукой фигуры, ты должен проделать 90% работы. Победитель – это тот игрок, который хорошо выполнил домашнее задание.

Не старайся запомнить больше партий, чем ты в состоянии переварить. Лучше меньше знать, но больше понимать.

Процесс игры

Тренируйся в рассудительности; тренируйся в благоразумии; тренируйся в терпении; и, наконец, просто тренируйся.

Нерешительность – это роковая черта. Лучше принять неверное решение, чем приобрести привычку к нерешительности.

Тише едешь – дальше будешь.

Хороший игрок должен точно знать, в какой момент победа превращается в ничью, а ничья – в поражение.

Сила – не решение проблем.

От победы до поражения – один ход.

Едва ли ты найдешь другую игру, где внимание к мелочам играло бы такую большую роль, как в шашках и шахматах.

Не допускай, чтобы твоими действиями руководил страх перед поражением.

Никто не побеждает случайно. Ключ к победе – это мастерство, наука и исследование.

Мудрый игрок видит валтасарову надпись на стене еще до того, как она появится.

Когда играешь с мастером, работай глазами; когда слушаешь чемпиона, работай ушами; и внимательно следи за тем, к какой фигуре ты прикасаешься, независимо от того, хорош или плох твой оппонент.

Многие ничьи оборачиваются поражением только потому, что ты не предложил ничью в нужный момент.

Искусство игры состоит не только в том, чтобы сделать правильный ход в правильный момент, но и в том, чтобы вовремя не сделать неправильный ход.

Я редко употребляю слово «невозможно»: поиграв достаточно долго, вы поймете, что на доске может произойти все, что угодно.

Фигуры, стоящие на боковых вертикалях, – это ваш смертный приговор.

Игрока, который делает только блестящие ходы, трудно победить.

Хорошие игроки редко колеблются. Как только ты решил, какой ход надо сделать, крепко возьми шашку и переставь ее на нужное поле. Колебания свидетельствуют о том, что ты нервничаешь и сомневаешься в своих силах. Противнику это дает временное преимущество, что может стать для тебя началом пути к поражению.

Иногда успех в дебюте ведет к слабому миттельшпилю и проигрышному эндшпилю.

Не сдавайся, даже если партия кажется тебе безнадежной; лучше пожертвуй какой–нибудь из фигур. Это может привести к ничьей... а подчас, и к выигрышу. Помни, что очень часто у тебя есть шанс исправить положение, пожертвовав фигурой.

Обман

Гамбит может с равной вероятностью вести к выигрышу, проигрышу или ничьей.
Несомненно лишь одно: он вносит в игру дополнительную остроту.

Всегда делай хорошую мину. Даже при плохой игре.

Хороший игрок почти всегда нечестен; в противном; случае ему не удалось бы выиграть ни одной партии.

Лучшая ловушка – та, которую не видит твой противник.

Иногда ты делаешь точь–в–точь то, что ожидает от тебя твой противник... и тогда уже становится слишком поздно,

Когда жертвуешь фигурой, старайся не отрезать себе пути к ничьей.

Когда противник позволяет тебе сделать выигрышный ход, вспомни притчу о пауке и мухе.

Когда ты чувствуешь себя в полной безопасности, знай: ты рискуешь очень многим.

Иногда создается впечатление, что партия разыгрывается как бы сама собой, каждый ход удивительно ясен и прост – и ведет тебя к блистательному поражению.

Ты можешь знать ловушку, но не узнать ее в новой ситуации. Это называется маскарадом.

Если я попадаю в ловушку противника, это я еще могу пережить; но если я собственными руками веду партию к поражению, – это невыносимо!

Заставить чемпиона понести ущерб и победить чемпиона – это две разные вещи. Чемпионы – настоящие мастера в искусстве спасения из трудных ситуаций; они знают множество способов избежать поражения.
Поэтому будь начеку!

Блеф может сработать в покере, но не в шашках... особенно если ты играешь с настоящим мастером. Опасайся игрока, который жалуется на проигрыши, но все время выигрывает. Помни, что ты ведешь игру в шашки, а не игру с противником как человеком.

Если ход кажется удачным, естественным и сильным, это – либо хороший ход, либо хорошая ловушка.
Чтобы отличить одно от другого, нужно быть хорошим игроком.

Мудрость состоит в том, чтобы помнить: твой противник может оказаться не менее хитрым и расчетливым, чем ты сам.

Проблема с поражением состоит в том, что обычно оно очень похоже на победу или на ничью.

Умные игроки никогда не полагаются на везение. И если мастер жертвует фигуру, тебе остается лишь приготовиться к поражению.
Если ты рассмотрел на доске возможность многоходовой ловушки, убедись в том, что ты будешь победителем, а не жертвой.

«Очевидный» ход может быть шагом к победе... к ничьей... или к поражению.

Когда вам предлагают взять пешку или шашку, помните старое правило: покупатель должен быть настороже.

Если ход кажется тебе некрасивым, это еще не означает, что он плох. Совершенно чудовищный с виду ход может вести к ничьей, а порой – к победе.

Будь осторожен. Всякий благоприятный шанс может оказаться поражением под маской победы.

После игры

Ты можешь сделать ход, не понимая его причин, но после того, как ты проиграешь в этой партии, причины станут очевидны.

Сегодня мы можем играть вничью, а завтра – побеждать, но никогда не нужно забывать о вчерашних поражениях.

Кто из моих противников был самым суровым? Ответ прост: разумеется, Время. Рано или поздно оно настигает каждого, и удивляться этому не стоит. Но великий чемпион Аса Лонг, которому уже под девяносто, до сих пор остается великим чемпионом.

Я прожил свою жизнь. Я сделал свое дело и могу уходить.

Как автор книг о шашках я часто бываю в одиночестве, но никогда не остаюсь одинок; чтобы писать книги и решать проблемы, уединение необходимо.




Когда я был молокососом, один ветеран сказал мне: «Ты – гений. Твоя гениальность – это искусство делать неверные ходы». Он был прав; но довольно скоро я его обыграл.


Поражение никого не обходит стороной; каждый игрок уязвим.

После особенно разгромного проигрыша послушай хорошую музыку.

Если проигравший говорит: «Я подумаю об этом завтра», – то, как правило, он уже не возвращается к проигранной партии. Не откладывай анализ игры на завтра, проделай его сегодня – и ты почти наверняка запомнишь все свои ошибки.

Осуществить свои мечты и стать чемпионом никогда не поздно; но дни слагаются в недели, недели – в месяцы, а месяцы – в годы, и не успеешь оглянуться, как все твои мечты рассеются в прах.

Победа скрывается там, где ты ее ищешь. Не пренебрегай своими поражениями, вспоминай о них почаще, и они станут залогом твоих будущих побед. Опыт – хороший учи– тель. Капабланке удалось продержаться без единого проигрыша восемь лет – с 1916 по 1924; до сих пор этот рекорд не побил никто.

Когда ты садишься играть, это вовсе не значит, что ты обязан победить или даже свести партию вничью. Если ты проиграешь с блеском и в хорошем стиле, этот проигрыш окажет благоприятные последствия на твою игру в будущем?

Иногда тебе доведется участвовать в уникальных партиях. Хорошенько запомни их: завтра они станут твоими победами и ничьими.

Если ты увидел очень хороший ход в партии, которую ты разыгрываешь или за которой наблюдаешь, немедленно запиши его, иначе забудешь.

Проиграв, немедленно начинай готовиться к следующей партии, к очередному матчу, к будущему турниру; Каждый мастер терпит поражения... и возвращается, чтобы всех победить!

Пережив победу, мы становимся чуть–чуть моложе; пережив поражение, мы становимся капельку старше; а после ничьей мы остаемся такими же, как были.

Когда поражение не является поражением? Тогда, когда оно позволило тебе научиться чему–то новому и важному.

Если ты проиграл трудную партию, тебе остается только одно: расставить фигуры по местам и все начать сначала.

Выиграв подряд много партий, ты рано или поздно потерпишь несколько поражений. Ничто не длится вечно.

Я знаю игроков, которые предпочтут скорее проиграть, чем подумать. Они получают то, что предпочитают.

Все время выигрывать невозможно. Некоторые игроки, терпя поражение, улыбаются губами, но плачут в душе. С каждым из нас рано или поздно это случится.

Тщательно изучай свои победы; но изучению проигрышей отводи в два раза больше времени. Поражения способны научить тебя гораздо большему.

Когда мы побеждаем или сводим партию вничью, нам кажется, что больше ничему учиться не надо; а когда мы проигрываем, нам кажется, что учиться уже слишком поздно... и так оно и есть.

Если сегодня ты изучишь партии, которые настоящий мастер сыграл вчера, то они станут залогом твоего завтрашнего мастерства. Именно так поступали старые мастера.

Ты можешь не заметить, что отпущенное тебе время подходит к концу. Следи за часами.
Красивую игру может оценить победитель; но поистине блестящей игрой будут восхищаться и победитель, и побежденный.

Неопровержимых фактов в анализе игры не так уж много. В основном анализ сводится к суждениям и мнениям.

Как только ты сделал ход, ведущий к ничьей, ты можешь осознать, что упустил блестящий путь к победе. Все присутствующие его видели – кроме тебя!

Иногда, красиво выиграв партию, я задумываюсь, кто я: гений или везунчик? Но я давным–давно знаю, что я – не гений.

Помни, что после каждого, пусть даже самого катастрофического, поражения ты всегда можешь начать с начала новую партию. Каждый новый день – это новое начало.

Как правило, оптимисты умеют проигрывать, потому что надеются победить в следующей партии; а пессимисты не умеют проигрывать, потому что заведомо знают о своих будущих проигрышах.

Характер победителя


Чтобы стать мастером, нужно быть страстным человеком.

Только сильнейшие игроки способны плавать в кишащих акулами водах Моря Мастеров.
Успех не приходит сразу целиком. Даже мастера приближаются к успеху поэтапно, и на это уходят долгие годы.

Ты сам – зодчий своих побед и поражений.

Некоторые игроки не просто идут навстречу поражению, а мчатся навстречу ему с распростертыми объятиями.

Каждый игрок должен быть уверен в себе, но не лишен самокритики и скептицизма.

Хороший игрок знает, что ему всегда есть чему поучиться.

Игрок, который ничему не учится на опыте, не может научиться вообще ничему.

Чтобы победить, нужно анализировать игру своего противника, но, что еще важнее, свою.

Мастера подобны полководцам: чтобы проявить свой гений, они нуждаются в экстремальной ситуации.

Чемпионы делают лучшие ходы в лучшем порядке, тем самым создавая беспорядок для своих противников.

Своим успехом в игре ты обязан не только себе самому, но и всем своим противникам, с которыми ты когда–либо садился за доску. Это они научили тебя побеждать, проигрывать и играть вничью.

Не рассчитывай, что ты овладеешь всей премудростью за короткое время. Тебе предстоит много играть и много учиться.

Молокосос – это тот, кто не может победить никого, кроме самого себя. Все мы начинаем с этой ступени.

Зачастую победитель отличается от проигравшего только тем, что он увидел блестящий ход на две минуты раньше. Игроку нужны хорошие рефлексы.

Терпеливый игрок часто выигрывает благодаря одной лишь этой добродетели. Нельзя недооценивать терпение.

Везению и удаче нет места на доске. Правда, иногда случаются капризы судьбы, но ходом игры правят знание и мастерство.

Непоколебимая самоуверенность – это признак тщеславия и корень невежества.

Игрок, знающий ответ на вопрос «как», обычно добивается ничьей; игрок, знающий ответ на вопрос «почему», обычно побеждает.

Время от времени интуиция может подсказать тебе правильный ход, но она не станет твоей верной помощницей до тех пор, пока ты не разберешься, почему она срабатывает.
Хороший игрок целиком выкладывается в каждом матче, в каждой партии и в каждом ходе.

Если игрок не тренирует память, он никогда не станет сильным игроком.

В шахматах различают два стиля игры: атакующий и позиционный. Атакующий игрок – это романтик; он идет на все, лишь бы добраться до короля противника уже в миттельшпиле. Фигуры и пешки ничего для него не значат. А позиционный игрок – это приверженец механистического материализма в шахматах.

Пользуйся разумом, глазами и воображением; и они приведут тебя к цели.

Одаренный, но ленивый игрок никогда не раскрывает свой потенциал до конца; а менее талантливый, но упорный и трудолюбивый игрок, подобно черепахе, медленно, но верно карабкается вверх по лестнице успеха.

Хорошо быть сильным игроком; но не менее важно быть игроком честным.

Удача бывает «слепой» (чистый шанс) и «зрячей» (тяжелая, упорная работа). Я не вправе осуждать игроков, которые полагаются на первую, однако, будь я на их месте, я сделал бы ставку на вторую.

Великие достижения часто совершаются в уединении и очень редко они приходят за доской, на турнире.

Мастер точно знает момент, когда нужно воздержаться от действия.

На долгом пути к победе тот игрок, который способен пройти лишнюю милю, скорее всего, сделает тот лишний ход, который окажется выигрышным.

Если ты силен в предвидении, то, скорее всего, выиграешь; если ты силен в сосредоточении, то, вероятно, сведешь партию вничью; если же ты крепок задним умом, то, по всей видимости, проиграешь. И каждый из нас переживает победы, ничьи и поражения.

Хороший игрок проигрывает без оправданий, выигрывает с благодарностью и соглашается на ничью с улыбкой.

Одни игроки обладают гибким умом и при необходимости всегда могут изменить тактику и сымпровизировав Другие, напротив, упорно движутся вперед, преследуя избранную линию поведения, невзирая на обстоятельства.
Философия последних (вернее, ее отсутствие) часто ведет к поражению.

2 комментария:

  1. Здравствуйте! Интересные советы! Автор сам придумал, но ссылается на вымышленного чемпиона мира по англо-американским шашкам чекерс Том Уисуэлл. Был на протяжении с 1844 по 1894 гг. ( с перерывами) чемпионом мира Джеймс Уилли, Шотландия (Википедия).

    ОтветитьУдалить

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ